Чак Берри, новатор рок-н-ролла, умер в 90 лет
Полиция сообщила, что, несмотря на предпринятые попытки, вернуть к жизни гитариста и автора песен не удалось.
Чак Берри, чьи удивительные песни, мелодичные гитарные рифы и сценическая «утиная» походка задавали направление развития рок-н-ролла с самого момента его зарождения, умер в эту субботу. Полицейское управление округа Сент-Чарльз, штат Миссури (St. Charles County, Missouri) подтвердило эту информацию на своей странице в Facebook. Чаку Берри было 90 лет.
«Полиция округа Сента-Чарльз ответила на вызов скорой медицинской помощи на Бакнер-Роуд (Buckner Road) в субботу 18 марта примерно в 12:40, – сообщает полицейское управление на Facebook. – Сотрудники, прибывшие первыми, обнаружили в доме мужчину без чувств и сразу же стали его реанимировать. К сожалению, вернуть к жизни 90-летнего мужчину оказалось невозможным, и в 13:26 была констатирована его смерть».
«С глубокой печалью мы вынуждены сообщить, что Чак Берри – любимый муж, отец, дедушка и прадедушка – скончался сегодня в своем доме в возрасте 90 лет», – сообщается в заявлении семьи. – Несмотря на то, что его здоровье недавно ухудшилось, он провел свои последние дни дома, окруженный любовью семьи и друзей. Семья Берри просит отнестись с уважением к их частной жизни в это трудное время».
Хотя точная причина смерти к настоящему моменту не установлена, сын Берри Чарльз младший недавно рассказывал Rolling Stone, что отец перенес пневмонию. «Сейчас я могу сказать только то, что он 90-летний человек», – говорил он. – Как у большинства людей такого возраста, у него бывают и хорошие и плохие дни. Недавно он перенес пневмонию. Сейчас он восстанавливается, но процесс выздоровления идёт медленно».
Дань памяти музыканту от почитателей последовала незамедлительно. «Роллинг Стоунз глубоко опечалены сообщением о кончине Чака Берри», – говорится в заявлении группы. – Он был настоящим пионером рок-н-ролла и оказал влияние на всех нас. Чак был не только блестящим гитаристом, певцом и исполнителем, но, что еще более важно, он был непревзойденным сочинителем песен. Его песни будут жить вечно».
«Чак Берри был величайшим практиком Рока, гитаристом, и самым великим автором настоящего рок-н-рола, когда-либо жившим на свете», – написал Брюс Спрингстин в Твиттере. В то время как Брайан Уилсон пишет: «Мне так грустно было услышать о кончине Чака Берри – большого вдохновения! Его будет не хватать всем, кто любит рок-н-ролл. С любовью и благодарностью». Пол Стэнли из Kiss назвал Берри «краеугольным камнем всего, что было и будет рок-н-роллом», а Ленни Кравиц отметил: «никто из нас не был бы здесь, если бы не было тебя».
«Печально, Чак Берри скончался в эти выходные», – говорит в своем заявлении Пол Маккартни. – Он был одним из величайших поэтов рок-н-ролла. Его будет не хватать, но он будет в памяти всех, кто когда-либо любил рок-н-ролл».
«Я начинал с Чака Берри», – говорит в своем заявлении Род Стюарт. – Первый в жизни альбом, купленный мной, был "Live at the Tivoli" Чака Берри и после этого я уже никогда не был прежним. Он был больше, чем легендой – он был отцом-основателем. Вы можете услышать его влияние в музыке любой рок-группы моего поколения. Я исполняю его "Sweet Little Rock & Roller" с 1974 года, и сегодня, когда вместе с моей группой мы исполним ее в Caesars Palace’s Colosseum, это будет посвящение Чаку Берри — твой звук продолжает жить».
Начиная со своего первого хита 1955 года "Maybellene", Берри создал целую плеяду песен, в которых были одновременно и ритм и лирика, эти песни стали неотъемлемой частью рок-канона: "Roll Over, Beethoven", "Rock & Roll Music" и особенно "Johnny B. Goode" были остроумными, пикантными одами новой форме искусства – композициями, ставшими ключами к музыке, которыми мог воспользоваться любой начинающий гитарист или группа последователей Берри. Еще тинэйджерами Кит Ричардс и Мик Джаггер впервые объединились именно на почве любви к музыке Берри, и на протяжении последних пяти десятилетий его песни были перепеты поразительным множеством исполнителей: от Роллинг Стоунз, Бич Бойз, Кинкс, Дорз до Грейтфул Дэд и Джеймса Тейлора, Питера Тоша, Джудас Прист, Дуайта Иоэкама, Фиш и Секс Пистолз. И как сказал Ричардс, представляя Берри на аллее славы рок-н-ролла в 1987 году: «Я украл каждый перебор, который он когда-либо сыграл».
Смешивая блюз и кантри, Берри так же изобрел собственный гитарный стиль, похожий на «звенящий колокольчик» (ringing a bell), как это звучит в "Johnny G. Goode". Ему подражали группы от Роллинг Стоунз и Бич Бойз до панк-рокеров. Его лирика – в основном о сексе, автомобилях, музыке и неприятностях – привнесла совершенно новый язык в популярную музыку пятидесятых годов. В своих песнях Берри запечатлел недавнее послевоенное процветание Америки – мир, как он пел в "Back in the U.S.A. ", в котором «день и ночь шипят на открытом гриле гамбургеры». «Я делал записи для тех, кто будет их покупать», – сказал однажды Берри. – Никакой окраски, ни этической, ни политической – я никогда этого не хотел и никогда не делал».
Однако, Берри, будучи пионером рок-н-ролла, все-таки сталкивался с расизмом и фанатизмом, особенно, когда в 1961 году он был обвинен в нарушении закона Манна (перевозка через границы штатов женщины или девушки с целью проституции). Берри утверждал, что встретил Дженис Норин Эскаланти, 14-летнюю американку индейского происхождения во время шоу в Техасе, и нанял ее для работы в своем клубе Bandstand в Сент-Луисе. Заключенный под стражу после второго судебного процесса (первый обвинительный приговор был отменен из-за того, что судья неоднократно употреблял слово «нигер»), Берри, который не признал себя виновным, оказался почти на два года в тюрьме и вышел из нее заметно изменившимся и озлобленным человеком. В последние годы, он немного смягчился, отчасти благодаря получению в 1986 году премии Грэмми за многолетние достижения (награда, присуждаемая накануне основной церемонии вручения Грэмми за особый вклад в музыку), а также введению в Зал славы рок-н-ролла.
Рожденный в Сент-Луисе 18-го октября 1926 года, Чарльз Эдвард Андерсон Берри научился играть на блюзовой гитаре в подростковом возрасте и впервые выступил на шоу талантов в своей средней школе. Музыка была его первой любовью, но не стала его первым выбором в карьере. Сын плотника, Берри работал на конвейере Дженерал Моторс и учился на парикмахера. Вместе с пианистом Джонни Джонсом (постоянным участником его группы в последующие годы), Берри создал группу в 1952 году. После встречи с легендой блюза Мадди Уотерсом, в 1955 году Берри был представлен основателю Chess Records Леонарду Чессу. Берри показал песню, основанную на мотиве классического кантри «Ида Ред», но с новым названием, текстом и мощным сразу цепляющим гитарным рифом эта песня превратилась в "Maybellene". На следующую встречу Берри принес свою запись этой песни и с лейблом сразу же был заключен контракт. «Чесс не мог поверить, что музыка в стиле кантри (он называл ее «деревенские песни») может быть написана и исполнена черным парнем», – написал потом Берри в своих воспоминаниях «Чак Берри: Автобиография», вышедших в 1987 году.
"Maybellene" заняла пятое место в хит-параде 1955 года и заложила основу карьеры и звучания Берри. К концу пятидесятых еще семь его песен побывали в Топ40: "Roll Over Beethoven" (номер 29), "School Day" (номер три), "Rock & Roll Music" (номер восемь), "Sweet Little Sixteen" (номер два), "Johnny B. Goode" (номер восемь), "Carol" (номер 28) and "Back in the U.S.A. " (номер 37). Несмотря на то, что ему было уже за тридцать, когда он выпустил эти хиты, Берри смело писал для более молодой аудитории. «Что бы ни продавалось, я должен был сосредоточиться именно на этом, – написал он в своих воспоминаниях, – так начиная с "Maybellene" по большей части я обращал свою лирику к молодым людям, а иногда даже и к беспечным подросткам, как тогда называли малышей».
Каждая песня была отмечена фирменными приемами Берри: смесью приводящего в движение ритма, печального очарования и звенящей гитары. «Одной из прекрасных особенностей игры Чака Берри был его такой естественный свинг», – пишет в своих воспоминаниях Кит Ричардс. – Никакого потения и вкалывания или гримасничанья, просто чистый легкий кач, как у льва». Во время концерта в 1956 году Берри был настолько стеснен тем, что купил только один костюм, что изобрел новое сценическое движение «чтобы прятать складки», – так рассказывал он Роллинг Стоун в 1969 году. Это движение, «утиная походка», так же стало частью словаря рок-н-ролла.
Умышленно или нет, но за Берри закрепился образ «плохого парня рок-н-ролла» помимо его осуждения за нарушение Закона Манна. Задолго до этого в молодости Берри провел три года в исправительной школе за попытку вооруженного ограбления. В 1979 году он был обвинен в уклонении от уплаты налогов и подаче ложных сведений в налоговой декларации, после чего провел три месяца в тюрьме. (При вынесении приговора он заплакал.) В 1990 году ему предъявили иск несколько женщин, которые утверждали, что Берри снял их на видеокамеру в дамской комнате в его ресторане в Сент-Луисе. (Берри удалось урегулировать иски в досудебном порядке.)
Когда он был освобожден из тюрьмы штата Миссури в октябре 1963 года, после вмененного ему нарушения Закона Манна, Берри был озлоблен, но также он видел и следы своего влияния на новое поколение музыкантов. The Beach Boys выпустили свой первый сингл, отмеченный влиянием Берри "Surfin' Safari", в то время как новая группа из Англии the Rolling Stones выпустила "Come On" в качестве своего первого сингла в 1963 году. Прежде всего, Берри продолжил с того, на чём остановился и написал прекрасные новые песни, такие как "You Never Can Tell" и "No Particular Place to Go", которые отражали его беззаботный подход ко всему.
В 1966 году Берри оставил лейбл Chess, так долго бывший ему домом, ради лейбла Mercury, но результатом стала только серия посредственных альбомов и слабых перезаписей его хитов. (За одним заметным исключением: джема со Стивом Миллером, выпущенного в 1967 году в виде альбома "Live at the Fillmore Auditorium"). В 1969 году он вернулся к Чессу и вернулся к форме, к таким бескомпромиссным песням, как «Tulane», показавшим его вновь обретенное влияние. В 1972 году он в первый и единственный раз занял вершину поп-чартов со своей новой композицией «My Ding-a-Ling». Его последний альбом с новыми песнями "Rock It" был выпущен в 1979 году.
Берри был известен своим жестким характером и раздражительным поведением за кулисами. В туры он долгое время ездил один, используя для сопровождения музыкантов из групп, нанятых промоутерами. На своих шоу он всегда требовал оплату вперед, специальный усилитель и лимузин (без водителя). В 1986 году Ричардс собрал звездную группу (включавшую Эрика Клэптона, Роберта Крея и саксофониста Бобби Киса) чтобы играть с Берри для документального фильма «Славься, славься рок-н-ролл!». И даже тогда Берри напугал Ричардса на сцене и удалился, а появился только в первый день съемок после того, как потребовал дополнительно выплатить наличными 25,000$. Несмотря на эти трудности фильм режиссера Тейлор Хэкфорд, выпущенный в 1987 году, стал одним из самых значимых фильмов-концертов в истории рока.
В 2012 году во время визита в Кливленд для вручения премии Зала славы рок-н-ролла, музыкант, будучи тогда 86-летним, сказал Роллинг Стоун, что он чувствует возрастные изменения. «Я очень плохо слышу, – сказал он. – Я думаю о своем будущем». Вот это новости!
«Хорошо, я дам вам кусочек поэзии, – добавляет он, когда просят подробностей. – Хотите песен? Я этого не могу. Дни моего пения прошли. Мой голос пропал. Горло пересохло. И мои легкие дышат слишком часто. Думаю, это все объясняет».
Вплоть до 2014 года Берри продолжал выступать в клубах и казино. Раз в месяц он играл в Blueberry Hill, ресторане и баре в Сент-Луисе, где в октябре 2014 года отмечалось 209-е по счету выступление на этой площадке, согласно сообщению Riverfront Times.
Берри жил в Сент-Луисе, но часто проводил время в Берри Парк (Berry Park), своем поместье площадью в 155-акров (63 гектара) возле Вентцвилля, Миссури (Wentzville, Missouri). (Как он рассказывал Роллинг Стоун в 2010 году, он все еще косил там газоны). Отвечая на вопрос Роллинг Стоун о роли рока, Берри сказал: «Как и любая музыка, она примиряет людей, потому что если двоим нравится одинаковая музыка, они могут встать друг напротив друга, двигаясь и погружаясь в танец, и это общение… поэтому я считаю, что рок – это средство коммуникации для молодых людей, в большей степени чем любая другая музыка».
У него остались жена Тетта «Тодди» Хэгс, на которой он женился в 1948 году, и четверо детей.
--
Источник: rollingstone.com
Автор: Девид Браун (David Browne), 20 Марта 2017
Обложка: RollingStone/Photofest